naumchas
Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя.

«Все новое — это хорошо забытое старое: Ева — первая удачная попытка клонирования человека.»
Евгений Кащеев

Два парня (со своей красноречиво названной компанией Facepalm Games) из Хельсинкского университета стали шестыми по счету, кто получил для своей игры денег из Indie Fund. Фонд ширпотреб не лепит: до них там были довольно интересные Dear Esther и Monaco: What's Yours Is Mine, например. Короче говоря: в очередной раз смелость победила деньги. Микс из платформера, адвенчуры, триллера и научной фантастики — The Swapper.

Шеф-повара из ребят получились отменные: впечатление будто одновременно играешь в Dead Space, The Dig, Limbo, Metroid и The Neverhood. Хотя бы одну из названных игр откровенно плохой назвать язык не поворачивается, как невозможно закрыть глаза на успех The Swapper. Пальмочки победителя/финалиста на фестивалях пестрят в паре с названием компании-разработчика. И все, как всегда: залог успеха в до боли знакомых ингредиентах, но так и подбивает звать официанта, чтобы он передал привет тому, кто это все намешал в одну тарелку.


В лучших традициях научно-фантастических триллеров: имеется опустевший исследовательский центр, таинственные находки инопланетного происхождения и ключевое для повествования изобретение, которое в пору запретить к использованию.

Речь о Своппере — устройстве, которое позволяет мгновенно создавать себе бездушного клона, который будет повторять движения человека-оригинала. Все бы хорошо и вполне достаточно, но вот деталь: в тело клона можно переселить и свою душу, оставив первоначальное тело в качестве бездушного клона. И так не более четырех клонов за раз.

Как в случае с упомянутым Metroid — игрок свободен в своем выборе каким путем исследовать карту. Так или иначе его интерес или нужда в «ключах» приведет его во все уголки станции, которые заботливо помечены на карте, как не посещенные.

К чему это все, почему вокруг ни души, что за странные «говорящие» камни, зачем столько мер безопасности, преодолеть которые можно только с помощью Своппера — по мере прохождения игрок будет получать ответы, если будет достаточно внимательно читать те крохи электронных писем и данных лабораторных исследований, которые будут попадаться на пути к истине.


Скажем так: все здесь чувствуется на своем месте. И одиночество посреди космоса, и детективный интерес наравне со страхом от читаемого в письмах бывших обитателей-сотрудников, и саспенс в паре с неожиданностью, когда слышишь в громкоговорителях что-то…

Не было бы и половины хвалебных отзывов о игре, если бы ее удачная игровая механика не была подкреплена соответствующей атмосферой. В первую очередь — ее графикой. Сравнительная дешевизна разработки скрыта доброй частью мрака, за которой игрок наблюдает в 2D проекции, но ущербностью тут и не пахнет, ибо здесь начинается магия: в игре скомбинированы возможности компьютерной графики и лепки из глины…


Все верно: игра на 95% состоит из глины, пластилина да разных привычных в быту вещей. И это настолько органично вписалось в концепт заброшенной, припавшей космической пылью станции — диву даешься.

И, конечно, хвала музыке. Работа от Carlo Castellano, которая вписала в себя все лучшее, что у него было до этого. То, чему он научился, работая до этого над другими играми, то, что он играет дома сам себе перед сном, и то, что он писал для разных концептуальных релизов, где было что-то среднее между IDM, Chill, Ambient, да и просто клавишными. Это просто потрясающий саундтрек, который иначе как космическим и не назовешь. Стоит только закрыть глаза, когда слушаешь — и все становится ясно.


Единственные нюансы: в игре имеются две концовки, к ключевому моменту которых нельзя добраться просто загрузив файл сохранения. Нужно заново проходить игру. Да тут и файлов сохранения-то нет. Если случайно клацнуть пункт меню Begin, который неудачно близко находится с пунктом Continue — игра начнется заново, стирая весь предыдущий прогресс.

The Swapper — это своеобразный одноразовый state of art в игровой индустрии. Как Limbo, например. Игры великолепные: графически, музыкально, атмосферно и, наконец, как игры непосредственно. Напряженно, одиноко, красиво и интересно, что в конце? Только кто его знает, что может заставить к ним вернуться. Я, вот, не знаю. Разве что в качестве воспоминаний, когда закрываю глаза, слушая саундтрек.


@темы: Обзор, PC