Часть VI: Игры против консолей
Sega Dreamcast
Запуск: ноябрь 1998 (Япония), осень 1999 (США, Европа)
Цена: около $200
Мировые продажи: свыше 10,5 млн
Библиотека игр: более 730 тайтлов
В
1998 г. Sega снова первой бросилась в эру
шестого поколения игровых консолей, вооружившись «Катаной» (таким было одно из кодовых названий последней консоли Sega –
Dreamcast). На первых порах, конкурируя с PlayStation и N64, более мощный Dreamcast продавался отлично. Ответ Sony, довольной стабильно высокими продажами своего первенца, последовал только через полтора года – в виде
PlayStation 2. Sony просто смела на своём пути Dreamcast, производство которой вскоре было официально прекращено. Видя оглушительный успех PlayStation 2, издатели в массовом порядке закрывали почти готовые проекты для Dreamcast (например, порт
Half-Life) и уходили к Sony. С тех пор мы знаем Sega исключительно в качестве разработчика и издателя игрового софта.
Для Nintendo 1998 год ознаменовался запуском
Game Boy Color и приходом в США одного из самых прибыльных франчайзов в истории видеоигр – серии
Pokémon. Кроме того, состоялся переход легендарного Линка в 3-е измерение:
The Legend of Zelda: Ocarina of Time до сих пор многие считают «лучшей видеоигрой всех времен и народов». Игра должна была выйти в качестве стартового тайтла для N64 еще 2 года назад. Однако её продюсер
Shigeru Miyamoto – известный перфекционист – считал, что лучше выпустить игру позже, чем не оправдать ожиданий игроков. Новая Zelda превзошла самые смелые надежды: безупречный дизайн, шикарная музыка, продуманный цельный мир, завораживающий сюжет, масса новаторских концепций и бесподобный геймплей в сочетании с мощью N64 сделали Ocarina of Time новым промышленным стандартом.
читать дальшеМежду тем, Nintendo вплотную приблизилась к пониманию необходимости перехода на оптические носители. Миру Зельды явно был тесен фирменный золотой картридж с объемом 32 MB. Когда в следующем году Nintendo официально объявила о разработке консоли с кодовым названием Dolphin (будущего GameCube), в её спецификации фигурировал привод на оптических дисках.
Sony PlayStation 2
Запуск: март 2000 (Япония), осень 2000 (США, Европа)
Цена: около $300
Мировые продажи: около 120 млн.
Библиотека игр: свыше 8500 тайтлов
По обыкновению, Nintendo «поспешала медленно». Когда в 2000-м Sony выстрелила блокбастером PlayStation 2, до выхода GameCube оставалось целых полтора года. Наблюдая за тем, как PS2 без напряжения нейтрализует Dreamcast и вообще подчиняет себе человечество, Nintendo отметила 100-миллионного покупателя Game Boy и отчиталась о том, что в США продажи её портативной консоли в 2000 г. составили 47% объема продаж всех видеоигровых систем. С одной стороны, сказался первоначальный дефицит PlayStation 2. А с другой, на Game Boy Color вышла новая серия Pokémon Gold & Silver, которых в первую неделю продаж американцы купили 1,4 млн копий (до конца года их было продано около 6 млн).
И всё же дальше медлить было нельзя. На рынке портативных консолей Nintendo по-прежнему правила безраздельно, что подтвердил весной-летом 2001-го запуск Game Boy Advance, мгновенно ставшего бестселлером. Но успехи PlayStation 2 в секторе домашних игровых приставок были более чем впечатляющими. Кроме того, за консоли взялась Microsoft, располагающая достаточным количеством средств и возможностей, чтобы представлять потенциальную угрозу ветеранам.
Microsoft Xbox
Запуск: ноябрь 2001 (США), 2002 (Япония, Европа)
Цена: около $300
Мировые продажи: около 24 млн
Библиотека игр: свыше 1000 тайтлов
Осенью 2001 г. Nintendo представила миру GameCube – самую компактную и недорогую игровую консоль шестого поколения. «Люди вынуждены покупать консоли для того, чтобы иметь возможность играть в игры. Значит, пусть они платят за игры, а консоль должна стоить как можно меньше,» - сказал Hiroshi Yamauchi в одном из интервью о GameCube. Без DVD-проигрывателя, без встроенного жесткого диска и Интернет-возможностей, GameCube позиционировался как чисто игровая система, а не универсальный медиа-центр. Рынок воспринял GameCube с его непритязательным внешним дизайном как некий усовершенствованный стационарный вариант GBA, рассчитанный на детей и подростков. Ситуация усугублялась и набором стартовых тайтлов: Марио и Покемоны закрепляли в потребителях мысль о том, что GameCube неплохо подходит как дешевый вариант для подрастающего поколения, когда у взрослых нету времени и денег на более серьезные игры. А ведь вместо сердца у GameCube был настоящий пламенный мотор PowerPC Gekko от IBM, который раскрыл свой потенциал позднее, когда вышли более взрослые вещи: мрачная Eternal Darkness: Sanity's Requiem, эксклюзивная Final Fantasy: Crystal Chronicles, улучшенный Metal Gear Solid: The Twin Snakes, великолепный Resident Evil 4 и обескураживающий Killer 7. И пусть с коммерческой точки зрения в консольных войнах шестого поколения GameCube занял почетное третье место, немного уступив новичку Xbox, позднее «кубик» стал восприниматься как любопытная раритетная платформа для ценителей неортодоксальных игровых проектов и предшественник будущего хита Nintendo Wii.
Nintendo GameCube
Запуск: 14.09.2001 (Япония), 18.11.2001 (США), 03.05.2002 (Европа)
Цена: около $200
Мировые продажи: свыше 21,5 млн
Библиотека игр: около 700 тайтлов
Дизайн консоли был призван устранить недочеты архитектуры N64 и сделать создание игр для недорогой сбалансированной системы как можно более удобным. Носитель: 8-см оптический диск GameCube Game Disc ёмкостью 1,5 GB с защитой от копирования. Поддержка DVD и аудио-CD отсутствует, зато есть поддержка подключения к GBA и LAN-игры.
Сегодня Nintendo, которая всё делает по-своему, не останавливаясь на достигнутом и не опасаясь смелых экспериментов, снова в седле. Что бы там ни говорили, Wii и DS дали геймерам то, ради чего они играют – новый опыт, новые ощущения, новый gameplay. Пока конкуренты наращивали мощность процессоров и видеокарт, Nintendo учила планету играть, оставив удачу небесам.