Ни один обзор видеоигры или рецензия на фильм об очередных приключениях Лары Крофт не обходятся без упоминания ее бюста. Я не буду нарушать традицию, но сделаю это талантливо, то есть кратко, поэтому вот — груди Лары Крофт. Все. Теперь о игре.

Речь о перезапуске легендарной серии Tomb Raider, путем издания одноименного проекта в марте 2013-го. Шума до выхода игры было много, в момент релиза еще больше и утихать он не спешит. В то время как на деле Crystal Dynamics совместно с канадской компанией Eidos Montreal, в общем весе, не предложили игрокам ничего нового. Справедливо сказать — для жанра в целом, но не для серии.

Второе дыхание серия получила с лихвой (хоть и с перебоями) — этого не отнять. Но по пути она успела растерять и львиную долю главной своей сути — расхищения гробниц. И вы знаете, одолев игру, вы осознаете, что разрекламированная фишка «выживания» в итоге так и осталась разрекламированной фишкой, а все крутое, что вы о ней вспомните — это лук. И это равно плохо и равно хорошо.


История начинается с жажды приключений. Дабы успокоить этот зуд (как свой, так и почившего отца), Лара Крофт отправляется в научную экспедицию к берегам Японии в Треугольник Дракона. Другое название этих вод — «Море дьявола». Множество кораблей, самолетов и невезучих путешественников исчезло здесь. Ни дать, ни взять — вторая по резонансу треугольная тайна, сродни Бермудской.

Корабль Лары попадает в шторм, терпит крушение, и чудом выжившую горстку людей его команды воды приносят к острову Яматай. Отсюда и начнется новая история Лары Крофт. История неуместно красивого человека, который нашел в себе силы выжить, спасти близких и реализовать побег из ловушки, которую им организовали силы природы. Или не только природы?

Условно игра так и поделена на три части: выживание, спасение и побег. Разработчики обещали показать «как закалялась сталь» — они это и сделали. Прямо на глазах игрока барышня закаляется с головы до ног. В прямом смысле слова. Иногда странно видеть, что ее трясет от холода и сушит от жажды, но она в упор не хочет снимать одежду с побежденных противников, или прихватить с собой хотя бы одну флягу с водой, ящики с которой видно невооруженным взглядом.


Лара так волшебно справляется с выживанием, что питается святым духом, а из тел убитых животных она (приготовьтесь) добывает материалы для улучшения оружия. Если бы речь шла о ножах, луках и стрелах — никто бы и не пискнул. Но как из кишок оленя и хвостика кролика можно увеличить обойму пистолета — тайна, покрытая мраком.

Кстати, про мрак. Пропустить что-то важное в ночном лесу достаточно сложно, с учетом наличия у Лары так называемого «Инстинкта выживания». Это такой урезанный идейный наследник Detective Vision из кошерного Batman: Arkham Asylum. Жмете кнопку, весь мир тускнеет, а важные предметы и объекты подсвечиваются. По-хорошему, под конец игры вам может надоесть жать без конца эту кнопку, так как эффект инстинкта при движении испаряется.

Зато не испаряется чудо-лак для прически Лары. Такая красивая и такая графически навороченная игра показывает нам все во всех деталях. Ракурсы камеры всегда идеальные, картинка на высоких настройках выглядит потрясающе, вид на происходящее кинематографичен и детализирован до отказа. Мы видим, как хвостик Лары развевается на ветру, или как беспомощно свисает, когда Лара трепыхается вверх тормашками но… на хвостике все и заканчивается. Где бы и чем бы девушка не занималась — ее волосы намертво приклеены к голове, а хвост веселится во всю. Такая глупость — не более, чем глупость. Достоинств игры это не умаляет, просто веселит.


Веселья в игре, как водится, не много. Где уж? Среди обломков допотопной техники? Или рядом с горами трупов, скелетов, или небольших озер наполненных кровью? Но кое-что меня позабавило — русская озвучка одного из соратников главного злодея игры. Снимаю шляпу: я такого раньше не слыхал. Персонаж полноценно разговаривает, как среднестатистический трудяга на подработках в столице. Фразы типа «так а чо?», «ну я репу почесал, да и думаю — ну его на хрен такие расклады», или «мутный ты какой-то, Василич» — все это в порядке вещей на слух в жизни, но в игре о Ларе Крофт такое явно развлекает.

Хотя, скучать и без того не придется. Игру разбавили динамикой происходящего и толпами врагов. Да так лихо, что не замечаешь грань: где заканчивается Лара Крофт и начинается Натан Дрейк. Именно на последнего крепыша из Uncharted барышня и похожа. Только, как в анекдоте: «С луком и яйцами, но не Робин Гуд».

Ближе к концу смотришь в инвентарь и понимаешь, что Лара — настоящий мужик. В последнем Биошоке и того поскромней с этим было — главный герой мог одновременно носить лишь два оружия. Арсенал девочки по мере прохождения неумолимо растет, а с ним и количество врагов, с которыми нужно справиться «за раз». В принципе, можно спорить, а можно наслаждаться. Лично я где-то посередине.

Действительно: игра запоминается в первую очередь своим неугомонным действием. Как в сотый раз достаешь из колчана стрелу, как один за одним делаешь прицельные хедшоты зажженными стрелами, или как лихорадочно жмешь клавишу, чтобы оттолкнуть от себя волка. В этом плане она хороша. Но, увы, на фоне всего этого, в паре с завораживающей графикой, фирменные головоломки и акробатические изыски в игре теряются.


Равно как теряется и разрекламированный акцент на выживании. Его здесь нет. Лара не умирает от холода, голода и болячек. Ей не нужно разводить костер так, чтобы не привлечь лишнее внимание — ей вообще не нужно разводить костер. Ей не нужно ничего такого: она просто бегает и стреляет. Все.

Зато человек придирчивый, даже на фоне красот и умопомрачительного действия, заметит тягомотное продвижение сюжета, притянутые за уши кульминационные решения. В заставках Лара часто стреляет не в того, чем могла бы завершить сюжет в первой половине игры. В одной из сцен даже главный антагонист бесследно исчезает, когда до убийства Лары нужно было буквально руку протянуть. И это не нюансы тактического отступления — это откровенные ляпы в сценарии, обосновать которые не помогают даже догадки.


И не важно, пожалуй, кого винить: Риану Пратчетт (да, дочь того самого), как ведущего сценариста, или тех, кто пытался абы как продлить или укоротить игру. Чего говорить: здесь присутствует «классический» момент складирования оружия и амуниции пленника буквально за хрупкой стеной от места заключения. Но не без меда в дегте: мне понравилась интерпретация реальных исторических фактов о императрице Пимико, стране Яматай и прочем.

Как и большинство вокруг, я считаю, что перезапуск серии получился на славу, хоть и с доброй долей недочетов. Мелкие физические несуразицы, да проблемы со сценарием можно проглотить, ведь непосредственно «играть» в новый Tomb Raider явно интересно и красиво. Но пустой пшик, которым китчатся разработчики и который зовут «выживанием» не заметить сложно.