понедельник, 26 ноября 2012
Часть V: 3DO начинает, PlayStation выигрывает
3DO Interactive Multiplayer
Запуск: сентябрь 1993
Цена: около $700
Мировые продажи: около 6 млнМежду тем в индустрию за быстрым долларом потянулись новые участники, с переменным успехом предлагающие рынку новые решения. Первой крупной ласточкой пятого поколения был грандиозно разрекламированный дорогущий мультимедийный комбайн
3DO – детище одноименной американской компании, по спецификации которой в 1993-1994 была запущена линейка консолей-близнецов от
Panasonic,
Sanyo и
Goldstar. Линейка стартовала с ценником в
$700 и благополучно провалилась на рынке, перенасыщенном недорогими консолями предыдущего поколения, для которых имелась масса менее современных, но гораздо более интересных игр.
Вторым подоспел ветеран консольных войн
Sega со своей 32-биткой
Sega Saturn, запущенной в Японии в ноябре 1994, а следом за ней – буквально 10 днями позже – ураганом сорвался прямиком с японского бизнес-Олимпа новичок-супертяжеловес
Sony PlayStation. И если Sega Saturn так и не смогла добиться широкого признания за пределами родной Японии за 2 года жизни на рынке, то первая игровая консоль Sony раскупалась как горячие пирожки по всему миру…
А как же Nintendo?
читать дальшеИ откуда у Sony взялась собственная игровая консоль? Дело в том, что Nintendo, известная своей нетерпимостью к пиратству и приверженностью к картриджам, присматривалась к технологии CD еще с 1986 года. В Nintendo знали о разрабатываемом Sony и Philips стандарте CDROM/XA, обеспечивающем одновременный доступ к сжатым аудио-, видео- и компьютерным данным. Опыт сотрудничества с Sony уже имелся: некий Ken Kutaragi уговорил Ninendo купить у Sony звуковой чип для использования в SNES. С идеей создания совместного CD-привода в качестве аддона к SNES Nintendo обратилась именно к Sony. Идея пришлась по душе Sony, подписали контракт, начали совместную работу над проектом. Между делом Sony решила, что нелишним будет и ей поучаствовать в консольном бизнесе: скажем, почему бы для начала не выпустить SNES-совместимую комбинированную консоль с играми на картриджах и на CD?
Sega SaturnЗапуск: 22.11.1994 (Япония), 11.05.1995 (США), 08.07.1995 (Европа)
Цена: около $400
Мировые продажи: около 10 млнСпеша вывести на рынок продукт раньше конкурентов, Sega не успела подготовить удобный инструментарий для разработчиков. Игры приходилось писать на ассемблере, а второй процессор часто отключали программно. В США и в Европе консоль была выпущена на несколько месяцев раньше объявленного срока, что повергло в шок Sony и сторонних разработчиков, попросту не успевших подготовить свои стартовые игры. Через 2 года после запуска Sega анонсировала следующую консоль, оставив Saturn на растерзание Sony и Nintendo.
Всё бы ничего, но накануне выставки Consumer Electronics Show в июне 1989, на которой Nintendo и Sony должны были официально объявить о своей «помолвке», Hiroshi Yamauchi лично перечитал контракт с Sony, подписанный год назад. К своему удивлению он обнаружил, что по контракту Sony получала безоговорочный контроль над всеми играми, которые будут выпущены на разрабатываемом совместно формате SNESCD-ROM. Г-н Yamauchi счел такое условие недопустимым, тайно отдал распоряжение об отмене совместного проекта с Sony и немедленно заслал гонца в Philips. С Philips было подписано соглашение совершенно противоположного характера: все права на всё, что можно, теперь оставались за Nintendo. Philips достался кусочек Зельды, который она благополучно загубила, выпустив пару недоигр про Линка. Ещё у Philips скоро появилась собственная 16-битная игровая консоль CD-I, на которой она впоследствии потеряла кучу денег… На упомянутой выставке ошеломленная публика, включая представителей Sony, впервые и узнала об альянсе Nintendo и Philips. Можно вообразить себе удивление Sony, которая днем раньше представила новый брэнд – Play Station. Тем не менее, Sony продолжила развивать имевшиеся наработки, оставшиеся после сотрудничества с Nintendo: выбросила из консоли разъем для SNES-картриджей, затем полностью переработала начинку консоли, Play Station соединила в PlayStation, и «медленно спустилась с гор»…
Sony PlayStation
Запуск: 03.12.1994 (Япония), 01.09.1995 (США), 29.09.1995 (Европа)
Цена: около $300
Мировые продажи: свыше 100 млн
Процессор: 32-битный RISC-процессор, 33,8688 MHz.
Консоль стала «новичком, которому везет» и королем пятого поколения игровых консолей,
оставив позади даже Nintendo с её N64.
Впрочем, даже быстрее, чем это сделала Nintendo, которая была увлечена развитием SNES и разработкой весьма странного проекта – 32-битной системы виртуального погружения Virtual Boy, ставшей последней работой Gunpei Yokoi для Nintendo. Непонятно зачем наспех выпущенное Nintendo экспериментальное устройство, над которым еще бы работать и работать, без какой-либо реальной поддержки в виде флагманских франчайзов, почему-то названное портативной игровой консолью пятого поколения, разрекламированное в качестве чуть ли не первой системы создания виртуальных миров, а на деле предлагающее пользователю монохромное псевдо-3D-изображение внутри некоего хрупкого и противно жужжащего подобия шлема виртуальной реальности, от которого очень скоро начинает болеть голова… Похоже, Nintendo не на шутку стала опасаться успеха Sony PlayStation, раз уж ей так припекло выбросить столь сырой продукт на рынок, несмотря на протесты его создателя: Gunpei Yokoi хорошо понимал, что в провале Virtual Boy в конечном счете обвинят его. И тем не менее, N64 еще не была готова, а рынок уже делили Sony и Sega. Наверное, это было самой большой ошибкой в истории Nintendo. Не выдержав провала, Gunpei Yokoi покинул Nintendo и занялся созданием портативной игровой платформы в другой компании, но так и не увидел своё новое детище, погибнув в автокатастрофе. Через год после выпуска Virtual Boy тихо скончался, оставив после себя 22 игры и горстку фанов, радующихся им по сей день…
CD-ROM для SNES остался красивой концепцией. Nintendo решила, что в 16-битной системе привод не раскроет своего потенциала, и пообещала геймерам, что CD-ROM будет использоваться в её следующей консоли – Famicom Ultra. Ultra превратилась в N64, а привод CD-ROM так и не посетил ни одну из консолей Nintendo: 64-битка тоже щеголяла дорогущими картриджами. На этот раз традиционное стремление делать не так, как другие, привело Nintendo к поражению в консольных войнах пятого поколения. Когда вышла 64-битная N64, её неоспоримые технологические преимущества сводились на нет тем обстоятельством, что разработчикам приходилось умещать игры нового поколения в 64 мегабайта! И это в то время, когда PlayStation легко могла позволить себе 650 мегабайт (а некоторые игры занимали не один CD-ROM).
В тот период от Nintendo к Sony ушли разработчики Square и Enix. До появления PlayStation их легендарные сериалы Final Fantasy и Dragon Quest выходили именно на консолях Nintendo. И Dragon Quest VII, и Final Fantasy VII изначально должны были стартовать на N64. Говорят, Hiroshi Yamauchi пообещал тогда, что на консолях его компании больше никогда не выпустят ни одной игры из этих серий. Square и Enix были не единственными девелоперами, которых тревожили технологические ограничения N64: началась массовая миграция разработчиков третьего эшелона на платформу PlayStation. Большинство лучших игр для N64 создано внутренними студиями Nintendo или близкими ей разработчиками второго эшелона, вроде Rareware.
Nintendo N64
Запуск: 23.06.1996 (Япония), 29.09.1996 (США), 1997 (Европа)
Цена: около $200
Мировые продажи: около 33 млн
Процессор: 64-битный NEC VR4300, 93,75 MHz
Графика и звук: 64-битный сопроцессор "Reality Co-Processor" (62,5 MHz)В Японии был выпущен аддон Nintendo 64DD (disk drive), являющийся своеобразным ответом компании на технологию CD-ROM. Кроме модема, в качестве дополнительного носителя в комплекте с аддоном шел магнитный диск объемом 64 Мб типа популярного некогда дисковода Zip. Подключив клавиатуру и мышь к 64DD, можно было скачать из Интернета новые уровни, звуки и текстуры к полюбившимся играм. 64DD считается коммерческим провалом, однако применявшиеся в нем технологии, включая операционную систему, были развиты Nintendo и нашли применение в её следующих консолях.
А между прочим, N64 на самом деле была очень мощной платформой. В отличие от 32-битных конкурентов, центральный процессор N64 был 64-битным. Графическим сердцем N64 был модифицированный чип от Silicon Graphics. В свое время от него отказалась Sega, найдя в нем несколько слабых мест, которые впоследствии были устранены Silicon Graphics. Чип выполнял видео- и аудиофункции, а с помощью микрокода программировался под выполнение практически любых задач. Кроме того, Nintendo использовала самый дорогой тип памяти на рынке RAMBUS. Теоретически, в лице N64 разработчик получал максимально гибкую систему, на которой при достаточной квалификации можно было делать что угодно.
Разработчики, которым удавалось выжать из N64 все соки, выдавали настоящие шедевры: Nintendo 64 подарила миру такие вещи, как The Legend of Zelda: Ocarina of Time, Super Mario 64, GoldenEye 007, Perfect Dark, The Legend of Zelda: Majora's Mask, Conker's Bad Fur Day. Пусть по факту тот раунд выиграла Sony PlayStation, я никогда не забуду как много лет назад один хороший человек, показывая мне Nintendo 64, утверждал, что это «та самая волшебная приставка следующего поколения, которая убьет Sony PlayStation». В тот момент я был уверен в его правоте на 100%.
Продолжение следует
@темы:
Ностальгия,
Nintendo,
Индустрия,
Статьи