лучше быть, чем казаться
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4122/74476016.35/0_8fc6d_7d3dc667_XL.jpg)
в то время, как все прогрессивное человечество давным-давно
так вот, я тут подумал и пришел к выводу: Assassin's Creed - это не игра. во всяком случае, не на текущей стадии моего с ней общения. и вот почему.
читать дальше, если не боитесь спойлеров
ТРИ ГЛАВНЫХ ФИШКИ-СТОЛПА ИГРЫ. ВЕРСИЯ ЛИД-ДИЗАЙНЕРА
Patrick Plourde, лид-дизайнер Assassin's Creed пишет нам: "Yves Guillemot (CEO Ubisoft) пришел с идеей о том, что Assassin's Creed II должна быть игрой-монстром - игрой с таким количеством контента, чтобы игрок был просто обескуражен. Он сказал, что мы можем распоряжаться любым количеством ресурсов для достижения этой цели." кроме времени: у Плурде была команда в 300 человек (игрой занималось 3 студии одновременно) и много денег, а также четкий график, который нельзя сдвигать.
Плурде пришлось расставить приоритеты: он сразу отделил три главных фишки-столпа от более двух сотен других запланированных фишек игры, которые были второстепенными, а значит не должны были быть совершенными. вот эти три фишки-столпа, которые команда Плурде ставила во главу угла и которые полировала до совершенства:
- БОИ, основанные на тайминге
- НАВИГАЦИЯ, основанная на паркуре
- СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕЛС
***
и тут я задумался. мне очень понравилась игра Assassin's Creed II, хотя где-то со второй половины она превратилась для меня в работу. и если я считаю эту игру событием в своей жизни, а это именно так, то благодаря чему это произошло? какая из фишек-столпов несет за это ответственность?
***
начнем с боевой системы.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6446/74476016.35/0_8fc6f_7a94b5b3_XL.jpg)
анимации прекрасны. движения отточены, плавны и четки. крови много, и она смачно брызжет из очередного отверстия под моим умелым клинком. я умело зажимаю правый шифт и в тот момент, когда враг начинает удар, умело тыкаю в одну из двух кнопочек для умелого отпрыгивания в сторону (dodge) или парирования. либо тыкаю во вторую для умелого парирования и потом еще несколько раз в нее же для умелого проведения красивой серии ударов и финального добивания. либо тыкаю в третью кнопочку, хватая врага и - о ужас! какая сложная комбинация! - еще раз жму удар, чтобы перерезать гаду горло. собственно, вот почти полное описание боевой системы AC2. не считая однокнопочных убийств или двойных убийств скрытыми клинками, которые приносят массу удовольствия (первые сорок раз). и это еще прогресс по сравнению с первой частью.
самое интересное, что со стороны умело выстроенный бой с толпой гадов выглядит просто потрясающе, хотя он поддостал меня еще в первой части. тем не менее, здесь и врагов обновили, и анимаций добавили, а значит какое-то количество удовольствия от боя гарантировано.
добросовестный игрок потратит на игру около 40 часов (50, если решит зачем-то собрать все перья для мамы, которая и без них заговорит уже в начале следующей части). за это время боевая система не то, чтобы приедается, она просто начинает мешать. реально, если бы я убивал все эти толпы стражников, Италия погибла бы от жесточайшего демографического кризиса гораздо раньше, чем от происков тамплиеров. где-то во второй половине игры я переоткрыл для себя слезоточивые бомбочки и стал пользоваться ими гораздо активнее, чем предполагалось создателями игры. боевая система удалась.
***
теперь о навигации.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/74476016.35/0_8fc70_8c9f201e_XL.jpg)
мир Assassin's Creed - это многоуровневый лабиринт, выстроенный таким образом, чтобы стимулировать игрока на активное использование местного паркура для пробежек по крышам, балкам, верхушкам столбов, всяким башням, выступающим краям и прочим сколько-нибудь выдающимся элементам окружающей среды и архитектуры. снаружи вся эта сложнейшая система триггеров выглядит как чуть ли не копия Италии эпохи Возрождения в натуральную величину. вдумайтесь: целая Флоренция + целая Венеция + деревенька Монтереджионе + большой шмат провинции Тоскана с городом впридачу + небольшой, но оригинальный городок Форли. да еще и под конец кусочек Рима, заставляющий пускать слюни предвкушения.
и всё это прекрасно читается с точки зрения паркуриста, обеспечивая плавное передвижение в любом направлении, будь то горизонталь, вертикаль или даже какая-нибудь диагональ. к тому же, здесь есть лошади и гондолы, а еще можно плавать, даже иногда под водой, и - черт возьми - летать! пусть не так часто, как хочется, и не везде, но всё вместе складывается в довольно приличный навигационный набор.
Плурде признается, что и здесь, тем не менее, его команда столкнулась с проблемой: игроки-тестеры предпочитали ходить по земле, игнорируя крыши. вы меня, конечно, извините, но по земле в AC2 может ходить только тот, у кого вообще нет никакого воображения. ну или если опять же за плечами уже есть первый AC плюс часов 20 беганья по крышам в AC2.
лично для меня залезть на крышу и пройти к цели напрямик в AC2 всегда было не сложно и даже приятно. особенно учитывая, что подъем по вертикали сделали ровно в 2 раза быстрее, чем в первой игре, поскольку и среднее здание в Италии будет повыше, чем в каком-нибудь Иерусалиме. разработчики пошли дальше и услужливо расставили по всей игре стартовые площадки для фри-рана в виде деревянных ящиков, накрытых белой простыней. ну кто откажется пробежаться в сапогах по белой простыне, да? я никогда не задумывался над этим, но все эти стартовые площадки, как правило, оканчивались именно на крыше - и это было отнюдь не случайно. еще один способ заманить игрока наверх, помимо миссий и глифов с перьями. ну давай уже, Вася, заберись наверх и получи уже наконец этот гребаный фан, который мы там для тебя приготовили! если, конечно, в погоню за тобой не бросится толпа стражников, которых почему-то расставили по всем крышам. или это была тщательно спланированная тамплиерами операция по поимке меня, о которой мне не удосужились сказать? любой фри-ран по крышам - даже самый виртуозный, безостановочный и бестормозной - обычно в АС2 прерывается окриком лучника, которого либо надо огибать по очень широкой дуге (с 75% выходом на другого лучника), либо убивать (что, соответственно, означает остановку, в лучшем случае кратковременную, но всё же).
а может быть, проблема в том, что для того, чтобы показывать чудеса паркура, игроку достаточно просто бежать, зажав две кнопки, да вовремя менять направление. непонятно одно - что дают эти две зажатые кнопки геймплею? зачем они вообще нужны? почему нельзя просто бежать и рулить одним стиком? тем более непонятно это становится в свете того, как был реализован "социальный стелс", о котором ниже.
так или иначе, но да, вторую половину игры, если миссия/перья/глифы не заманивали меня на крышу, я тоже предпочитал идти по земле, в лучшем случае - прыгнуть в гондолу и таким образом срезать путь до цели.
***
и самое интересное - "социальный стелс".
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6447/74476016.35/0_8fc71_8af4561e_XL.jpg)
что это такое, спросите вы? а это вот эта вот фишечка, когда ты входишь в толпу и тебя вроде как перестают замечать стражники. Плурде признается, что и здесь перед его командой встал челлендж: во-первых, игроки не понимали, зачем оно надо, и, соответственно, не пользовались этой возможностью; а во-вторых, когда ее все-таки юзали, это было как-то уж слишком легко - ведь сперва смешивание с толпой активировалось как в первом AC - нажатием одной кнопки - а дальше уже герой шел в толпе автоматом до тех пор, пока снова не нажмешь эту же самую кнопку. и знаете, как решили проблему легкости? Плурде гордится изящным решением, которое придумал он лично: когда игрок подходит к группе людей, магическая кнопка, отвечающая за смешивание с толпой, нажимается автоматом. главное - оставаться внутри толпы, и тогда тебя никто не увидит. окей, еще можно для разнообразия нанять стайку куртизанок - это займет у вас на пару нажатий кнопок больше.
что-что? это и есть их третий главный столп геймплея? увы. возможно, мне стоило уделять этой фишке больше времени, потому что по факту она неожиданно помогла мне максимум в паре-тройке случаев за всю игру. и я реально был удивлен, когда передвигаясь от группы к группе, мне удалось подобраться вплотную к одному из негодяев. знаете, а ведь это реально работает. не скажу, что приносит массу удовольствия, но работает.
ТРИ ГЛАВНЫХ ФИШКИ-СТОЛПА ИГРЫ. МОЯ СОБСТВЕННАЯ ВЕРСИЯ
после прочтения всего, что я наговорил выше, у вас может сложиться впечатление, что Assassin's Creed 2 мне не понравился. спешу вас огорчить/обрадовать: это не так! возможно, на меня подействовал какой-то необычный вид магии а-ля Плурде, когда посредственно реализованные фишечки складываются в сногсшибательную гремучую смесь особой привлекательности. но я все же склонен думать, что дело не в этом.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4128/74476016.35/0_8fc72_8fee8c3_XL.jpg)
я спрашиваю себя, какие особенности игры сделали мне Assassin's Creed 2, который я люблю, несмотря на то, что он сожрал 60 часов чистого времени (вместе с переигрыванием брошенной где-то после первой четверти игры). и вот они, эти второстепенные мелочи:
- прекрасно воссозданная Италия эпохи Возрождения, включая интересную, пусть и поверхностную, внутриигровую энциклопедию людей, мест и архитектурных достопримечательностей. шутка ли, побывать в Сикстинской капелле во время папской мессы, пусть даже Микеланджело еще не успел расписать потолок? не знаю, как вы, а я не пропустил ни одной мини-статьи, не прошел без скриншота мимо ни одного известного мне здания, тем более из тех, возле которых я побывал лично спустя полтысячи лет; и конечно же, мне теперь мало и я пойду дальше - не только в игре, но и в других медиях.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4135/74476016.35/0_8fc73_1f0a90_XL.jpg)
- харизматичный главный герой, который уже за первую игру изменился до неузнаваемости, а то ли еще будет? да, можно отмахнуться от Эцио, окрестив его представителем золотой молодежи, прожигающим жизнь за счет родительских денег, но стоит сравнить его взгляд и суждения в начале игры и в конце (эй, чувак, что с тобой, это взгляд компьютерного болванчика, чего тебя так штырит?), чтобы понять: Эцио глубже, чем кажется на первый взгляд.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6443/74476016.35/0_8fc74_8515e08c_XL.jpg)
- идея потрясающих масштабов в основе сюжета. возможно, кому-то эта идея покажется банальной и даже глупой, но я скажу за себя: процентов на 80 интереса к игре и серии в целом для меня заключается именно в тайнах, которые раскрывает перед игроком игра, одновременно подбрасывая новые. в рукаве у Assassin's Creed - ни много ни мало, а как ни крути своя собственная версия картины мира и вообще всего, что когда-либо происходило и будет происходить. реализовать такую концепцию - задача неподъемная даже со всеми на свете ресурсами, но эти попытки уже стоят уважения. моё почтение людям, которые это придумали и которые пытаются.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4122/74476016.35/0_8fc75_2586f6c7_XL.jpg)
- завораживающая музыка Йеспера Кида. здесь добавить нечего.
окай, это четыре фишки. so sue me.
***
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4128/74476016.35/0_8fc6e_fb157e9d_XL.jpg)
а теперь я скажу банальщину, но меньшей правдой она от того не станет. я не играю в Assassin's Creed. я ее смотрю, читаю и слушаю. Assassin's Creed заслуживает уважения и любви именно как попытка создания того вида познания мира, о котором я всегда мечтал.
@темы: X360, Assassin's Creed II, PC, PS3
нужно больше букв про Ассасина
ок, ты приглашен. я сказал все, что хотел
Джаспер (Дж!)
я всегда так писал, пока меня однажды не исправили. в конце концов, какая разница, если все знают, кого мы имеем в виду
Мне тут из зала подсказали, что он датчанен, а я безграмотен: "Йеспер Кюд".
я понимаю, но оторваться не могу
ох, теперь еще и Кюд... окай.
Joaquin,
спасибо. и прими мои соболезнования по поводу винта и испорченной игры
Ты на англе играл? На русс? Если последнее: как локализация? Норм?
только на английском играть надо. локализация, как всегда ужасна. не потому, что переводчики плохие, а потому, что они переводят строчки, вырванные из контекста, которые потом автоматом вставляются в игру. соответственно, ничего хорошего из этого выйти не может в принципе.
ну и озвучка. у нас хорошие актеры, но им же не дают самим выбирать себе роли. вот и получается херня.
да, идеальное сочетание. если успеваешь читать по-английски. потому что русские сабы такое же говно как и озвучка
Пока, вроде, нет, но близко к этому были.
I`m so sad!
да-да, согласен, особенно с Эцио фэйл - у него голос один что в 17 лет, что в сорок. нот кул эт олл