Как подъем по двенадцати ступеням Шаолиня, компания BioWare постепенно, но уверенно, повышала планку качества. Речь, конечно, о Baldur's Gate и Neverwinter Nights. Запуская Dragon Age я подсознательно готовился увидеть то, что уже видел, и играть так, как я уже давно привык играть. Но я также знал, что это будет еще одна ступень, преодоление которой порадует и меня, и разработчиков.
И вот какая мысль у меня не выходит из головы после знакомства с Dragon Age: хоть это все то же набившее оскомину эльфо\гномо-фэнтези, но еще ни разу в жизни я не встречал такую «именитую» фэнтези игру в жанре rpg. Да, она вобрала в себя все хорошее, что я знал до этого благодаря трудам компании в нише Forgotten Realms. Да, в игровом процессе хватает нового, но оно по большей части логичное и закономерное. Но именно благодаря единству всех факторов (особенно технологических и художественных) игру я запомнил как один большой ком имен.
читать дальше
Мне кажется, что до BioWare, наконец, дошло, за что люди так любят японские rpg. За персонажей. Особенно за побочных. На этот раз сценаристы уделили куда больше внимания персонажам, которые будут сопровождать игрока на протяжении игры. Алистер, Морриган, Зевран, и прочие — в Dragon Age стало не так важно что говорит главный герой; куда важней, что говорят его соратники и как они отреагируют на его поведение. А говорить они будут много, и реагировать будут… страстно.
Если верить статистике, всего в игре задействована озвучка 800 тысяч слов. И, конечно, дело не только в количестве. Дело не только в том, что английский здесь и с британским, и с немецким, и французским и другими акцентами. Дело в живом общении между напарниками.
Бродя по живописным пейзажам, пробиваясь сквозь подземелья или бродя меж рыночных лотков — у боевых товарищей всегда найдется время и место, чтобы рассказать анекдот, пообщаться о делах житейских, расспросить о прошлом или постараться затащить в постель. И для этого ничего делать не надо. Вы просто передвигаетесь, а персонаж может начать говорить, потому что ему стало скучно.
Кстати, по поводу постели. Еще ни одна фэнтези игра до Dragon Age не могла мне позволить ублажить персонажа настолько, что у него раздвигались ноги в буквальном смысле слова. Включая гомосексуальные связи. Не скажу, что мне этого сильно не хватало, но забавности (соответствующие заставки выглядят более чем… странно) и доли драматизма это однозначно добавляет. Особенно, если поставить мод с полноценной обнаженкой.
Хотя и без того драмы достаточно в судьбе каждого из шести персонажей, которых игра предлагает на выбор в начале:
− человек благородных кровей;
− маг-человек или маг-эльф;
− лесной эльф;
− городской эльф;
− гном-простолюдин;
− гном-аристократ.
Фабула приключений каждого из них интересна до нельзя. Никаких вам «шел по полю и нашел таинственный камень с суперсилой». Кто-то батрачит из последних сил, томясь гнетом матери алкоголички; кто-то борется за престол; а у кого и вовсе невесту крадут в день свадьбы. И все это на фоне надвигающейся орды нечисти.
Игра нелинейна и каждый квест можно закончить как минимум двумя кардинально разными способами. В общем, все по-взрослому, и все интересно, и есть из чего выбрать.
Но увы, не так богат выбор классов. Воин, маг, да разбойник — не густо. Малость улучшают ситуацию специализации, которые можно получить на седьмом и четырнадцатом уровне развития персонажа. Но и тут не все так гладко.
До выхода аддона к игре (Awakening) можно было выбрать всего две специализации, исключая остальные. Да и получить к ним доступ не так просто: игроку не предлагают их на выбор по достижению определенного уровня — специализации нужно еще заслужить. Нужно либо найти подходящую литературу, либо учителя, выполнить задания, соответствовать некоторым критериям. Учитывая обилие магазинов и граждан огромного королевства Ферелден, поиск книг и наставников может затянуться, а то и вовсе начать раздражать.
Кроме того, на протяжении игры меня не покидала тревога: где прокачивать персонажей? В Dragon Age нет понятия респауна (возрождения) монстров в «зачищенных» местах. Постоянно нужно искать побочные квэсты. Ведь только благодаря им можно развивать специализации существенно выше степени, которую предлагает основная сюжетная линия.
В специализациях таятся весьма полезные умения и хорошо, когда в игровой группе собраны персонажи с максимально разным набором оных. Хотя для такой продолжительной игры список умений можно назвать скудным. Исключая, конечно, магов. Тут уж глаза разбегаются: не знаешь какие заклинания учить в первую очередь — большая часть из них иной раз достаточно критична для боя.
Бои смотрятся в пример лучше: камеру можно крутить вокруг оси (жаль лишь угол обзора таки фиксирован), можно приближать/отдалять; клинки звенят друг о друга, противники уворачиваются от ударов, да и больших монстров персонажи добивают эффектными смертоносными движениями. Хотя, эту самую зрелищность битвы разобрать сложно, если в ней участвует большое количество людей — получается один сплошной ком вспышек. Но на то она и битва, а не дуель, правда? Жаль лишь слишком заметен дисбаланс в противоборстве магии и меча: стоит магу заполучить необходимые заклинания, как все битвы сводятся к простой и повторяющейся схеме.
Также кажется странным такая насыщенность эффектами во время битв, да впечатляющая работа художников над окружающим миром, в то время как дизайн некоторой брони и шлемов (особенно легких), хочется назвать не иначе, как бездарным.
Кроме того, даже спустя кучи патчей в игре хватает разных глюков и неудобств. Довольно часто при финальных смертельных ударах, персонаж «добивает» воздух, в то время, как монстр давно лежит; немалое количество квестов остаются незавершенными в журнале заданий даже не смотря на выполнение всех задач. И много другого: обилие исправленных ошибок за все время удивляет не меньше, чем ее достоинства.
Из неудобного: можно было бы добавить паузу для видеозаставок, да детали наград за выполнение квестов — в игровом логе отсутствует информация какой именно предмет игрок получает в награду. Да и зачем было организовывать автоматическую блокировку дистанционных атак таким образом, что после каждого блока персонаж замирает на месте и ему нужно заново отдавать приказ?
С другой стороны, в игре настраиваемый и достаточно гибкий искусственный интеллект у соратников. Настроил линию поведения в бою, как это было в Final Fantasy XII, и можешь откинуться на спинку кресла. Если битва достаточно простенькая, конечно.
Как и заметно простенький подход разработчиков к законам вселенной. Например: если верить разговорам и литературе игры, лириум (продукт, зелье из которого восстанавливает ману) крайне ядовит, вызывает зависимость, галлюцинации, мутации и так далее. Но, почему-то, на моих магов эти страшилки не подействовали: к концу игры никто из них не пристрастился к зелью, не заболел, и не мутировал во что-то неописуемое.
Безусловно: это лучшее, что видел мир от BioWare среди фентезийных ролевых игр. Учитывая весь накопленный опыт, компания банально не имела права на промах, и она не промахнулась. Как минимум качественной проработкой всех персонажей игры, она воздвигла памятник всем сравнительно безликим персонажам своих предыдущих работ в жанре фентези.
Закрыв глаза на программные проблемы, недочеты в проработке законов вселенной, да неуместно некачественный дизайн доброй части амуниции, Dragon Age можно назвать хорошей игрой своей ниши. Даже вне стараний BioWare. Даже во всей индустрии в целом.
текст неграмотный. в одном только картиночном подведении итогов:
интересный и разнообразный сюжет в каждом из предлагаемых сценариев
тщательно проработанные персонажи соратников - уж или персонажи, или соратники, или характеры соратников.
Конечно не подействовали, ведь лириум ядовит для обычных людей, а не магов.
Имхо, как раз-таки в DA очень даже проработан мир, просто он не раскрывается полностью.
Вот здесь например пишут о том же.
«При смешении с жидкостью и принятии внутрь лириум позволяет магам входить в Тень в полном сознании, в отличие от всех остальных, попадающих туда лишь во сне. Также раствор лириума используется при чтении особо энергозатратных заклинаний, поскольку даёт магу силу, превышающую его собственную.
Но все эти преимущества достаются дорогой ценой. При длительном использовании лириума возникает зависимость, непереносимая тяга к нему. Со временем храмовники теряют способность ориентироваться в пространстве, перестают отличать воспоминания от реальности и сон от яви. Часто у них возникает мания преследования, поскольку ночные кошмары остаются с ними и наяву. У магов в добавок к этому возникают и физические мутации. Широко известно, что лорды-магистры Тевинтерской империи за долгие годы употребления лириума настолько изменились внешне, что их не только не узнавали родные, но и вообще никто не принимал за людей.»
Ну и хотелось бы просто для обновления кругозора спросить какие ещё недочеты заметили?
Так фишка как раз таки не в одной маленькой скляночке ) Фишка в постоянном употреблении этих скляночек. Мои маги пили зелья лириума будь здоров. Я воду так не пью ))))
Маша Ковен, например о Магии Крови можно поговорить. Согласно, так сказать, канону, Магия Крови — это невероятно плохая и запрещенная штука, практикующих которую ловят Храмовники и казнят. Но, не смотря ни на что, используя налево и направо в битвах заклинания этой школы магии не имеют толком никакого эффекта с теми же Храмовниками или с кем бы то ни было. Вин или Алистер, у которых шерсть должна топорщится от этой магии, даже и не пикнут, если вам вдруг взбредет в голову валить всех монстров указанными заклинаниями.
Или когда речь о эльфах, судьба которых напоминает судьбу евреев: лишение дома, скитания, гонения, жизнь в гетто — разговаривая с кем бы то ни было, нигде не встретишь жутких расовых предубеждений, никто не будет запрещать отовариваться, и никакого гонения в принципе. Самое жуткое, что слышит эльф в диалогах: So, you're an elf…
В целом речь о том, что сценаристы продумали неплохой мир и его законы, но это все мало заметно в геймплее.
А насчет эльфов можно поспорить, например, в самом начале интендант очень даже грубо обходится с ГГ. В предыстории городского эльфа люди ох как невежливы. Ну и плюс, наш эльф ведь не простой, а серый страж, и все это знают (: Ну и вообще, реальность с фэнтези не сравнивают, там люди куда толерантнее, чем в жизни, никто без каких-либо причин, думаю, не станет накидываться на улицах Денерима с криками "убить эльфов".